UFO: Enemy Unknown |
Автор: Winterpool |
Платформы: PC, AMI, PS
Альтернативное название [US]: X-COM: UFO Defense Разработчик: Mythos Games Издатель: MicroProse Даты выхода: 1994 [PC], 1995 [AMI], 1995 [PS] UFO: Enemy Unknown, в Америке так же известная как X-COM: UFO Defense, без преувеличения считается культовой игрой поколения 1990-х. Её создатели, сами того не подозревая, соединили друг с другом такие элементы, которые при физическом взаимодействии родили какую-то нестабильную взрывную смесь, будоражащую умы и целиком захватывающую сознание. Игра создавалась под чутким присмотром легендарного геймдизайнера Сида Мейера, ответственного за создание знаменитой Civilization, а все продюсерские проволочки взвалила на свои плечи некогда основанная им, ставшая уже легендарной компания MicroProse. И ныне UFO определённо заслуживает внимания, это как майские праздники, как чешские лунапарки - что-то навсегда ушедшее из обыденной жизни, но до сих пор сохранившееся в трепетных сердцах нашей генерации. С умилением вспоминаю, как в 1994 году эта зараза распространялась по персональным компьютерам страны - интернетов и привычных дисководов тогда ещё не было, и какая-либо информация могла перекочевать на винчестер только лишь с помощью магнитных флоппи-дискет диаметром в три с половиной дюйма. Причём вместимости одной такой дискеты для игры не хватало, и приходилось делить файловый архив на четыре или пять частей. Удивительно, что в те далёкие годы, когда не существовало никакого ромхакинга, некий гражданин Обрященков из Тулы взломал защитную систему игры, убрав необходимость вводить пароль, и полностью перевёл её на русский (во многом благодаря его труду "Неизвестный Враг" расползся на постсоветском пространстве). Но и сейчас, спустя столько лет, поиграть в эту внеземную войнушку так просто не получится, поскольку современные операционные системы Windows очень плохо воспроизводят старые DOS'овские программы - предварительно необходимо запустить какой-нибудь эмулятор наподобие DOSBox и с ювелирной точностью отрегулировать количество кадров в секунду. Или же можно скачать образ для PlayStation, хотя консольная версия существует только на иностранных языках. Сюжет Enemy Unknown начинается в 1998 году, то есть как бы в недалёком будущем, когда ни с того ни с сего в небесах стали появляться неопознанные летающие объекты. Вскоре выяснилось, что инопланетяне настроены против землян крайне враждебно, поэтому ведущие государства мира пришли к решению о создании международной организации, которая бы изучала гуманоидов и противостояла их нашествию. Руководителем этой организации, получившей название X-COM, будет именно игрок, именно нам предстоит управлять базами сопротивления, нанимать отряды солдат и, что самое главное, вести против захватчиков продолжительные тактические бои. Как следует из названия, конкретный враг абсолютно неизвестен, и главной задачей является как раз его выявление и уничтожение. Очень интересно выстроена структура игры - здесь нет никаких кампаний и глав, всё действо происходит непрерывно и похоже на один громадный уровень, в котором с течением времени постоянно нагнетается атакующая сила пришельцев. Сначала они будут посылать маленькие разведывательные тарелки, собирать природные ресурсы, изучать земную флору и фауну. В течение этого относительно спокойного периода надо успеть построить базы и развить приличные команды солдат, способные противостоять любому вторжению. По прошествии нескольких лет на Землю пойдут гигантские боевые лайнеры с туевой кучей инопланетян-воинов, армия гуманоидов начнёт строить собственные базы, терроризировать крупные города и даже нападать на нашу штаб-квартиру. Желательно реагировать на все пакостные действия агрессоров. Допустим, если проигнорировать нападение на город Новосибирск, то Россия может выйти из проекта, и на следующий год финансирование нашей организации существенно сократится. Если бы я сказал, что игра разрабатывалась японцами, а не британцами, то даже после полного прохождения многие наверняка бы в это поверили. Обычные клише и стереотипы, присущие западным ПК-стратегиям, здесь отсутствуют напрочь. Каждый персонаж, находящийся в нашем распоряжении, уникален и обладает огромным разнообразием личностных характеристик, которые с получением опыта прокачиваются и затем сильно влияют на успешность выступления во время битвы. Теоретически всю игру можно пройти тремя героями. Сначала это будут хлипкие рекруты, теряющие сознание от легчайшего ранения, а затем, по прошествии десятков тяжёлых боёв, они повысятся в звании и превратятся в бессмертных ангелов возмездия, от одного взгляда которых пришельцы будут мгновенно обделывать штаны и в панике бросать оружие на землю. Да-да, в будущем наши солдаты получат психотропные способности, и буквально силой мысли смогут повергать противников в безумие, заставляя стрелять по своим же братьям-гуманоидам. Тактико-ролевая система сражений - это как раз та изюминка, из-за которой игра и стала такой популярной, а всё остальное - лишь второстепенная мишура. На карте мира игровой процесс довольно-таки скучен: радары, построенные на базах, определяют места активности НЛО; если тарелка в воздухе, её необходимо предварительно сбить штурмовиком, если инопланетяне уже приземлились, можно сразу посылать к ним транспортный корабль с солдатами. Добравшись до места дислокации, герои начнут исследовать поделённую на прямоугольные параллелепипеды карту и уничтожать рассредоточенных по ней врагов. Для успешного завершения битвы пришельцев нужно либо уничтожить, либо привести в бессознательное состояние. Естественно, захват языков предпочтителен созданию трупов, ведь из пленников впоследствии можно выпытать ценную информацию. Глобальная цель игры как раз в том и заключается, чтобы отлавливать гуманоидов живьём и получать с них данные об инопланетной цивилизации и о таинственном "нечто", которое, собственно, и стоит за всей этой войной. По понятным причинам, вражеские солдаты, исследователи и разведчики не могут дать такой ценной информации, поэтому приходится охотиться на высокопоставленных гуманоидов-командиров, которые встречаются очень редко и только в огромных боевых тарелках, весьма нелёгких для захвата. Что интересно, UFO возникла не на пустом месте. Её идейный лидер, Джулиан Голлоп, ранее уже пытался продвинуть ту же тематику в играх Laser Squad и Rebelstar, выходивших ещё на допотопном Спектруме. Там точно такие же солдатики воевали на таких же ограниченных картах - если присмотреться, многие детали интерфейса и игровой механики в неизменном виде перекочевали именно оттуда. Голлоп интересовался возможностью существования внеземных цивилизаций ещё со школьной скамьи, в течение жизни он перечитал великое множество различной фантастической и научной литературы, посвящённой этой теме, а за основу сюжета своей игры решил взять книгу "Инопланетный контакт" 1991 года, написанную известным британским уфологом Тимоти Гудом. В частности, оттуда заимствована идея о том, что объединившиеся страны мира могут изучать технологии пришельцев и использовать полученные знания против них же самих. И действительно, практически каждую штукенцию можно подробно исследовать, учёные предоставят подробные отчёты обо всём инопланетном, начиная с обоймы патронов для плазменного пистолета и заканчивая аппаратом препарирования крупного рогатого скота. Интересно также, что в качестве топлива и основного производственного материала пришельцы используют вымышленный 115-й элемент периодической системы Менделеева "Элериум". Разработчики не могли этого предположить, но в 2004 году химики открыли-таки настоящий 115-й элемент, получивший название "Унупентий". В общем, игра оказалась очень успешной. По горячим следам сюжет несколько раз новеллизировался, причём не безграмотными фанатами-любителями, а вполне себе профессиональными писателями-фантастами: особенно популярны книги "Икс-команда" Дианы Дуэйн и "Враг неизвестен" Владимира Васильева. Шутка ли, но авторитетнейший интернет-портал IGN уже который год подряд называет Enemy Unknown лучшей ПК-игрой всех времён, отмечая её эпохальность и бессмертие. И нет ничего удивительного в том, что такой мощный продукт впоследствии дал старт мощному франчайзу, состоящему из более чем десятка различных продолжений и ответвлений. К сожалению, все последующие инкарнации, за исключением, быть может, глубоководной Terror from the Deep, утратили притягательную атмосферу первоисточника и не оставили такого же значимого отпечатка в истории игровой индустрии. Графика в большинстве случаев улучшилась, система прокачки развилась, а вот боёвка существенно деградировала, превратив сражения из тактически-ролевых в заторможенно-кинематографические. Короче говоря, если хотите испробовать эту серию на себе, то пробуйте самую-самую первую часть, она, как в таких случаях принято говорить - жжёт. |
Я проходил лет 6 назад на "Соньке"-ну очень зацепило.
Хоть и нет в игре шарма японских командных ТРПГ, но как же
здорово прочёсывать местность, истребляя пришельцев.
Сейчас "Terror from the deep" прохожу.