Shining Force [серия] |
Автор: Dangaard |
Сериал Shining Force появился на свет в крошечном офисе компании-разработчика видеоигр Sonic Co. Пожалуй, и компанией-разработчиком ее назвать было трудновато: в ней было всего четыре человека: братья Хироюки и Сюдо Такахаси, программист Ясухиро Тагути и не вошедшая в историю секретарша. Таких разработчиков в Японии начала девяностых были тысячи, и иным из них удавалось создавать весьма и весьма успешные игры - естественно, при наличии должного финансирования со стороны издателя типа SEGA и наличия голодных и талантливых художников и программистов под боком. Shining in the Darkness была очень похожа на ранние части исключительно популярных в Японии игровых сериалов Wizardry и Might and Magic: вид от первого лица, небольшая команда приключенцев, лабиринтообразные подземелья в псевдотрехмерной графике, случайные бои с монстрами, боссы, сундуки с ценными вещичками, незамысловатый сюжет в духе "демон похитил принцессу, король отправил команду приключенцев её вызволять". К этому прибавлялась симпатичная мультяшная графика и музыка, кстати, стилистически унаследованные последующими частями серии - усилия братьев Такахаси и их скромной команды снискали достаточный коммерческий успех, чтобы SEGA порекомендовала им подумать о сиквеле. К счастью для всех нас, братья Такахаси не стали строгать один dungeon crawler за другим, как сделали бы многие на их месте. Успех первой Fire Emblem побудил многих разработчиков попытаться создать что-то в новом жанре - и так Shining Force: The Legacy of Great Intention стала тактической ролевой игрой, первой на игровой консоли от SEGA. Чем Shining Force отличалась от других TRPG первого поколения? Ну, во-первых, она изрядно почерпнула из "обычных" ролевых игр вроде Dragon Quest или Final Fantasy, ну и своей предшественницы Shining in the Darkness, конечно. Вне боев герои могут спокойно гулять по лесам, полям, пещерам и городским улицам, беседовать с рыцарями, торговцами и городскими обывателями, покупать вещи в магазинах или находить в сундуках - короче, пока дело не доходит до боя, тактическая природа игры не всплывает на поверхность. В боях же все устроено просто и знакомо: прямоугольная сетка с местностью различного рельефа, бойцы с двух сторон, ходы по очереди. Интересно оформлены атаки - вместо простой анимации атаки на поле боя действие переносится на отдельный экран, где красочно нарисованные и анимированные персонажи наносят удары столь же красочно нарисованным и анимированным врагам; в общем, по тем временам это было довольно круто. Знакомая менюшка с четыремя кнопочками перекочевала в Shining Force из Shining in the Darkness и надолго закрепилась в интерфейсе игр серии, будучи равно используемой и в боях, и вне их. Как и в Fire Emblem, каждый боец - это не безликий солдат, а самостоятельный персонаж со своим именем, внешностью и характером. В игре есть изрядное количество рас, распределенных по классам: роль рыцарей играют закованные в броню кентавры, лучники - разумеется, эльфы, а люди-птицы летают, передвигаясь над любыми препятствиями. При этом Shining Force верна ценностям Shining in the Darkness: ничья смерть не перманентна, и даже гибель всей команды вместе с главным героем означает всего лишь возвращение в церковь ближайшего города. Там же за умеренную плату можно воскресить павших в бою героев. Церкви исполняют еще одну важную задачу: всякий достигший определенного уровня герой может в них получить "повышение", будучи произведенным в боевой класс более высокого уровня, с новыми характеристиками и способностями: рыцарь становится паладином, целитель - епископом, ну и так далее. Если учесть, что многие слабые в начальном классе персонажи при повышении становятся сильнее своих героических в прошлом коллег, становится понятной дилемма "стратегической" прокачки героев с прицелом на будущее: стоит ли усаживать слабого бойца на скамейку запасных, когда он со временем при необходимой прокачке может превратиться в очень-очень сильного? Вообще, все игры серии до какого-то момента были очень похожи друг на друга: неизменный геймплей, красочная мультяшная графика, мягкий юмор и незамысловатые, но добрые и сказочные сюжеты. Именно в части повествования The Legacy of Great Intention ничего интересного из себя не представляла. Ее действие разворачивалось в том же мире, что Shining in the Darkness, но где-то за тысячу лет до того. Зловредный демон Дарксол (отец Дарксола из SitD) и его Рунефауст - армия монстров - вторгается в мирное королевство Гвардиану. Цель, как водится - воскресить еще более ужасного Тёмного Дракона. Однако главный герой, воин Макс, собрав отряд храбрецов - ту самую Сияющую Силу - устроил крестовый поход против Дарксола, заручился легендарным мечом Сокрушителем Хаоса и разобрался как с самим демоном, так и с воскрешенным-таки Тёмным Драконом. Вдохновившись успехом первой игры, ее создатели сделали два продолжения на SEGA Game Gear - Shining Force Gaiden (она же Towards the Root of Evil) и Shining Force II: The Sword of Hajya (она же The Evil God Awakens; не путать с настоящей Shining Force II). Со времен первой Shining Force прошло двадцать лет, Гвардианой правит королева Анри (одна из героинь первой части). Королеву похищают недружественные соседи из варварской страны Кипарис, и очередная Сияющая Сила, составленная из детей и племянников героев The Legacy of Great Intention, под началом странника по имени Ник должна отправиться на ее спасение. Сиквел - The Sword of Hajya - добавил еще десятилетие-другое, усадил Ника на трон подобревшего королевства Кипарис и заставил игрока защищать вынесенный в название игры священный меч Хаджи от новой недоброй империи. Обе части потом переиздали совместно на SEGA CD. Shining Force CD - это попросту оба "гайдена" под одной коробкой, снабженные закадровой озвучкой (что SEGA CD вполне себе позволяла) и перерисованной графикой на уровне Mega Drive. А в 1994 году вышла и настоящая вторая часть - Shining Force II: Ancient Sealing, тоже на Mega Drive. И это она сделала серии основную славу. Игра гораздо больше предшественниц по продолжительности, по размерам мира и по количеству персонажей. От системы глав и жестких сюжетных рамок отказались - в Shining Force II, в этом отношении сдвинувшейся еще на шаг ближе к "обычным" ролевым играм, можно практически свободно обследовать мир, возвращаться назад в уже посещенные локации и т.п. По количеству диалогов и размерам сюжетной линии Shining Force II подросла в несколько раз, будучи уже готовой меряться не с тактиками, но классическими JRPG. Игра похорошела графически, сохранив привычный визуальный стиль. Боевая система по сравнению с предшественницами не изменилась ни на йоту, разве что - в связи с возросшими размерами игры - уровней стало больше, повышение в классе делается не на 10, как раньше, а на 20 уровне. Увы, к концу игры это аукается - сложность закручивается на максимум отнюдь не хитрыми тактическими решениями, а просто дико завышенными характеристиками врагов. Действие игры происходит многие века спустя оригинальной Shining Force. В славном королевстве Грансиль стояла древняя башня, а в ней был запечатан древний демон Зеон - старый знакомец поверженных в первой части Дарксола и Темного Дракона. Все было мирно и спокойно, пока один воришка не выкрал из башни камни Добра и Зла, удерживающие Зеона. Зеон в лучших традициях сериала собрал армию монстров, похитил принцессу... и герои всем Грансилем удрали от него на другой континент. Большая часть сюжета как раз и посвящена приключениям очередной Сияющей Силы на этом другом континенте, в разных городах и странах, среди богов, демонов и простых людей - с массой побочных сюжетных линий, изрядной долей юмора и внушительной изобретательностью создателей. Чего стоит эпизод с помещением уменьшенных героев в коллекцию эксцентричного демона Крида и последующая "шахматная партия" на шахматной же доске против оживших фигур. Однако в конце сюжетная линия все же выруливала снова к демону Зеону и триумфальной победе над ним. На Game Gear вышел и еще один "гайден" - Shining Force Gaiden: Final Conflict, призванный увязать две основные части серии - Shining Force I и Shining Force II, да заодно и к прочим играм навести мостки. Он повествует о том, что случилось с Максом - главным героем The Legacy of Great Intention - после событий первой игры и как все пришло к началу Ancient Sealing; там засветилось изрядное число героев и злодеев и из первой, и из второй части, да и немалое количество пасхалок, "предвосхищающих" Shining Force II - на радость поклонникам сериала. Среди злодеев там даже мелькнул Дарксол-младший - тот самый, из Shining in the Darkness. А между тем годы шли, и разработчики, переименовав себя в Camelot и тихо ваяя Shining Force III, пересели на консоль нового поколения - SEGA Saturn. Игры перебрались в третье измерение, пока что со спрайтами. На ней появился спин-офф Shining Wisdom, который, в отличие от пяти предшественниц, представлял собой типичную action-RPG в духе Zelda - с одним героем, прыжками, ударами; Shining the Holy Ark оказалась идейным наследником Shining in the Darkness - олдскульным dungeon crawler'ом. Куда смотрели братья Такахаси? А братья Такахаси смотрели в Shining Force III - дорогой, безумно амбициозный проект, главное дело своей жизни, призванное утереть нос конкурентам. Ее разбили на три части: первая (God Warrior of the Kingdom) вышла в конце 1997 года, две следующих (Target: Child of God и Bulzome Rising) и финальный "объединяющий" диск (Premium Disc) - в течение 1998 года. Причем в США вышла только первая часть - из-за финансовых проблем переводить и издавать все остальное в Америке не стали. Заигрывания с ролевым жанром вроде свободного исследования мира, выделявшие Shining Force II среди подобных игр, в третьей части прекратились, хотя количество диалогов даже возросло. Игрока по железным рельсам сюжета ведут из города в город и от битвы к битве. О гыгыкающих древних демонах и стереотипно-фэнтезийных крестовых походах против зла можно забыть - это все осталось в первой половине девяностых. В Shining Force III раскручиваются замысловатые политические интриги. Республика Аспиния не так давно отделилась от Дестонийской Империи и еще не забыла годы угнетения и тирании. Две страны пытаются договориться об урегулировании границ на переговорах в нейтральном городе Сарабанде; однако переговоры срывают фанатики из таинственной секты Бульзома... Все это подано достаточно интересным образом - три кампании (за республиканцев, за имперцев и за наемников, знающих о конфликте больше, чем их коллеги из обеих стран) обрисовывают общее повествование с разных сторон, и полную картину можно получить, лишь пройдя все части игры. Та же самая концепция позже появилась в Suikoden III с его Trinity Sight - хотя там, по крайней мере, не заставляли четырежды покупать одну и ту же игру... и выпустили на английском языке всю игру целиком, а не жалкий огрызок в виде одной сюжетной линии. В Shining Force III сделала шаг вперед тактическая составляющая. Игра намного сложнее, чем ее предшественницы, разные классы бойцов более взаимозависимы, планирование и верная расстановка сил имеют куда большее значение, чем в предыдущих играх серии. Взаимодействие бойцов - то, на чем держится Shining Force III, и именно ради него в игру введена довольно интересная система "дружбы": два бойца, постоянно действующих вместе - например, совместно атакующих врага или подлечивающих один другого - становятся "друзьями", а их взаимодействие - более эффективным. Shining Force III вовсю эксплуатирует возможности SEGA Saturn - поле боя стало полноценно трехмерным, его можно вращать и приближать. Хотя там и бегают спрайтовые персонажи, в фирменной "отдельной" анимации ударов они полноценно трехмерные, и выглядит это примерно так же, как бои в Final Fantasy VII (что, увы, в наше время выглядит жалко - трехмерная графика сильно стареет с годами, в отличие от двухмерной). Загрузки при переходе от самого удара к его анимации - моментальные, и это, надо сказать, подвиг со стороны Camelot. Saturn, несмотря на внушительную по тем временам мощность, был очень капризной и сложной в программировании платформой. Пожалуй, сгубила Shining Force III и серию в целом именно платформа. Войны консолей загнали в тень неизвестности не одну хорошую игру, и горе тому разработчику, что не поменяет коней на переправе и не сделает ставку на платформу-победительницу. А Shining Force III еще и стоила слишком дорого, обернувшись огромными финансовыми потерями. В конце девяностых SEGA проиграла Sony в два этапа, сначала с Saturn против PlayStation, потом с Dreamcast против PlayStation 2, и утянула с собой на дно всех дружественных ей разработчиков как Титаник. В 1997 году братья Такахаси были преуспевающими дизайнерами, работающими над одной из самых известных ролевых серий, а пару лет спустя - подневольными ремесленниками, клепающими для Nintendo бесконечный Mario Golf. Так проходит мирская слава. В двухтысячных они немного отыгрались, сделав на Game Boy Advance дилогию Golden Sun, но это совсем другая история. В принципе, права на Shining-серию еще остались у SEGA, но распорядиться ими как подобает она не сумела. В течение двухтысячных в рамках серии вышел ряд созданных сторонними студиями игр в жанре action-RPG и, так скажем, сомнительного качества. О них рассказано в отдельной статье. Порты и переиздания Shining Force I мало что меняли, лишь попусту набивая оскомину поклонникам серии. Наконец, заслуженный разработчик всея Summon Night'ов студия Flight-Plan взялась за создание для Nintendo DS игры Shining Force Feather - первой пошаговой тактики за последние десять лет существования сериала. Вышла она в феврале 2009 года и на момент написания этих строк существует только на японском языке. Рассказывает она об охотниках за сокровищами, роющихся в руинах давно сгинувшей цивилизации и обнаруживающих "клад" в виде погруженной в трехтысячелетний сон девушки - так начинается их путешествие в поисках пропавших артефактов. Достойная ли это преемница Shining Force первой половины девяностых? Скорее да, чем нет. Критики из японских журналов и британского GameTM оценили ее достаточно высоко. Самая непривычная черта боевой системы - это отсутствие знакомой прямоугольной сетки. Вместо нее есть радиус хода - проще говоря, когда боец получает ход, вокруг него цветом выделяется круг, в любую точку которого он может передвинуться. Анимации атак на отдельном экране сохранились, причем с некоей экшн-добавкой - во время атаки можно составлять комбинации ударов. В остальном все очень напоминает классическую Shining Force II с ее свободным перемещением по миру, правда, очень анимешную - за визуальный стиль игры отвечала довольно известная художница и мангака Нойдзи Ито (иллюстратор Shakugan no Shana, между прочим). В любом случае, говорить о полноценном возвращении сериала вряд ли можно. Слава и величие Shining Force остались в первой половине девяностых, где-то между квинтэссенцией доброй сказки - Shining Force II - и титаном с надломленными крыльями - Shining Force III. Дело даже не в том, хорошую или плохую игру сделали Flight-Plan или сколь хорошие или плохие игры сделают они или кто-то другой. Дело в том, что когда-то, почти два десятилетия назад, эта серия была практически главным - вместе с Phantasy Star - ролевым проектом на консолях SEGA. И чтобы вновь занять то же самое место в умах людей, нужно нечто большее, чем просто хорошая игра. Shining Force: The Legacy of Great Intention
Платформа: MD Разработчики: Camelot Software Planning, Climax Entertainment Издатель: SEGA Даты выхода: 20.03.92 [JP], ??.??.92 [US], 05.07.93 [EU] Shining Force Gaiden
Платформа: GG Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Дата выхода: 25.12.92 [JP] Shining Force Gaiden II: Sword of Hajya
Платформа: GG Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Даты выхода: 25.06.93 [JP], ??.??.94 [US] Shining Force II: Ancient Sealing
Платформа: MD Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Даты выхода: 01.10.93 [JP], 02.07.94 [EU], 19.10.94 [US] Shining Force CD
Платформа: SEGA CD Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Даты выхода: 22.07.94 [JP], 22.03.95 [US], 23.06.95 [EU] Shining Force Gaiden: Final Conflict
Платформа: GG Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Дата выхода: 30.06.95 [JP] Shining Force III Scenario I: God Warrior of the Kingdom
Платформа: SAT Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Даты выхода: 11.12.97 [JP], 31.05.98 [US], 02.06.98 [EU] Shining Force III Scenario II: Target: Child of God
Платформа: SAT Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Дата выхода: 29.04.98 [JP] Shining Force III Scenario III: Bulzome Rising
Платформа: SAT Разработчик: Camelot Software Planning Издатель: SEGA Дата выхода: 23.09.98 [JP] Shining Force: Resurrection of the Dark Dragon
Платформа: GBA Разработчик: Amusement Vision Издатели: THQ [EU], Atlus [US], SEGA [JP] Даты выхода: 30.04.04 [EU], 08.06.04 [US], 05.08.04 [JP] Shining Force Feather
Платформа: DS Разработчик: Flight-Plan Издатель: SEGA Дата выхода: 19.02.09 [JP] |
P.S. На ПК есть серия игр Flame Dragon Knights. Она внешне очень напоминает "классические" Shining Force'ы для Mega Drive. Причем по скриншотам так сразу и не отличить где какая игра. А вот игровой процесс немного другой. Он ближе больше к Shining Force CD и Fire Emblem.
Fire Emblem
Впервые познакомился с ней в середине 90-х... Это была SF2 на Сеге. И до сих пор SF2 остается для меня одной из любимых, если не самой любимой комп/видео игрой.
После того, как переиграл в несколько игр серии, захотелось еще чего-то подобного... Люди, подскажите, какие TRPG близки по духу SF? Где есть такое же удобное управление и анимационные вставки во время боя?
Жаль, это было уже после моего знакомства с тактиками на более мощных консолях и ПК. Видимо, это помешало мне оценить игру по достоинству.
Для времён господства "Мегадрайва", бесспорно, одна из лучших ТРПГ.
И персонажей там много, и квестов/секретов/диалогов достаточно. Есть и довольно таки хардкорные боссы, являющиеся наиболее ярким и желанным явлением в игре.
Дошёл до места, где уже дают лодку и надоело. Но это не значит, что игра плохая, нет.
Играл в неё в 99 году на сеге (именно на сеги и получились лучшии из серий),я просто был в шокэ,когда включил игру....я думал что на тот момент луче игры и нету,так и есть,и на данный момент лично для меня,лучше игры просто нету!! И видимо уже не будет,SF и SF2 лучшие из серии,ещё неплохая это SF Gaiden,Gaiden 2 и SF Final Conflict.
Все что идёт дальше,это уже не то....лично для меня!!
Shining Force для меня всегда останеться лучшей JRPG в мире ;)
P.S ещё есть Shining in the Darkness,тоже отличная игра.Она и вышла раньше всех Shining'ов ))
Очень жаль, что данный проект не получил всемирную известность и не озолотил его создателей. Братья Такахаси были отменными геймдизами (Golden Sun какбэ тоже являлся прорывом в своем жанре), а игра опускает руки вместе со своими творцами.
Так что пардон, но былого успеха уже не будет. Очень жаль. Shining Force I я проходил примерно 15 раз разными составами, вторую часть - более пяти. Это минимум (15х30 + 5х60 =) 750 часов. Ни в одну другую игру я даже близко столько времени я не играл. Эпоха и заслуженно высшая оценка!!!
P.S.:Спасибо администрации за замену статьи.
- Сиквел - The Sword of Hajya - добавил еще десятилетие-другое, усадил Ника на трон подобревшего королевства
Помоему прошло от силы чуть больше года. Да и королем Ник стал лишь в конце 3 книги, которая была лишь в Shining Force CD.
- Shining Force II - Действие игры происходит многие века спустя оригинальной Shining Force.
Прошло чуть меньше сотни лет. Ведь Hawel'ю из Final Conflict'а на время начальных событий второй части уж никак не дашь несколько веков.