Sakura Wars [серия] |
Автор: m|m |
"Войны Сакуры" окружает ореол таинственности - многие слышали про эти игры, но мало кто видел их, что называется, живьём. На пике развития - в конце девяностых и начале двухтысячных - "Сакура" пользовалась бешеной популярностью. По мотивам игр регулярно устраивали представления, работало тематическое кафе, валом валила всяческая побочная продукция. Это всё, впрочем, только в Японии. Правообладатель "Сакуры", компания SEGA, так и не решилась начать продвижение серии за границей, хотя такие планы, безусловно, существовали. Эта нерешительность имела веские основания. "Сакура" - гимн японской поп-культуре девяностых годов. Это и RPG, и симулятор свиданий, здесь и боевые роботы, и демонические самураи, и стимпанк, и всё это - в аниме-стилистике. И если JRPG на Западе худо-бедно продавались, то вот дэйт-симы были чрезвычайно нишевым товаром - их и за игры-то не считали. Чтобы оценить "Сакуру" по достоинству, необходимо знать и любить подобные вещи, разбираться в присущих Японии культурных кодах. Создатели "Сакуры" называют своё детище "драматическим приключением" - и впрямь, едва ли этой серии можно подобрать более точное определение. По части игрового процесса "Сакура" представляет собой сплав визуальной новеллы и пошаговой тактики, однако акцент в ней ставится не на лихие повороты сюжета и не на ожесточённые сражения, а на простые человеческие эмоции. Антагонисты здесь шаблонны и незатейливы, они исполняют роль декораций, на фоне которых разворачивается романтическая драма. Действие "Сакуры" происходит в двадцатых годах прошлого века, в альтернативном мире, где все механизмы приводятся в действие паром. Главный герой, лейтенант Иитиро Огами, командует секретным отрядом, защищающим Токио от посягательств нечистой силы. Отряд располагается в императорском театре. Он служит не только штаб-квартирой, но и прикрытием - герои в свободное от сражений время участвуют в опереттах. Театральность - главная отличительная черта этих игр. Персонажи относятся к актёрской деятельности так же серьёзно, как и к защите столицы - некоторые главы в "Сакуре" целиком посвящены повседневной жизни в театре.
Опенинг ремейка первой Sakura Wars Выстраивание отношений - в этом и заключается назначение разговорного сегмента в "Сакуре". Игроку в роли Огами нужно бродить по театру и проводить беседы с личным составом. Во время диалогов с девушками периодически появляются варианты реплик. При выборе правильной реплики авторитет Огами в глазах данного персонажа возрастёт, а в противном случае, соответственно, упадёт. Тактика общения с дамами здесь, в принципе, такая же, что и в жизни - демонстрировать заботу и интерес, а также ни в коем случае не озвучивать то, что думаешь в действительности. Что характерно - время на размышления строго ограничено. По его истечении Огами или промолчит, или промямлит что-то невнятное - за это, как правило, ставят "минус", хотя порой - очень редко - лучше всё-таки промолчать. С годами интерактивные диалоги в "Сакуре" всё усложнялись и усложнялись, постепенно превращаясь в своеобразные мини-игры. Например, в ремейке первой части требуется быстро и безошибочно нажимать заданную последовательность кнопок, а в Sakura Wars V - синхронно ворочать стиками. Очки за удачно проведённые беседы копятся на протяжении всей игры. Они влияют не только на эффективность девушек в бою, но и на то, с кем из них Огами в финале закрутит интрижку. Если серьёзно, в "Сакуре" нет ни капли похабщины - всё чисто и невинно, а если и проскальзывают какие-то инсинуации, то исключительно шутки ради. В бабьем царстве
Как заведено в дэйт-симах, игрок в Sakura Wars окружён исключительно противоположным полом. Лейтенант Огами - единственный парень в женском коллективе. Обосновывается это тем, что для управления паровыми роботами "Кобу" - основным средством борьбы с демонами - требуется незаурядная спиритическая сила, а она чаще всего проявляется у молодых дам. Огами приходится не только руководить боевыми операциями, но и следить за душевным равновесием бойцов. Девчонки постоянно ссорятся и придумывают себе всякие дурацкие проблемы, что негативно сказывается на их эффективности при пилотировании "Кобу". Рано или поздно принимается выть сирена, а это значит, что с болтовнёй пора заканчивать - настало время шинковать демонов. В первых двух играх сражения протекают по стандартной схеме - вид в изомерии, ориентировка по клеткам и так далее. В течение хода можно совершить два разных действия - например, переместиться и нанести удар или нанести удар и встать в защиту. По мере того, как бойцы подвергаются атакам, у них копится линейка коронного удара. Направленность таких ударов у каждого героя разная - кто-то концентрирует огонь на одной цели, кто-то устраивает ковровую бомбардировку, а кто-то вообще не нападает, а, наоборот, излечивает ранения соратников. Отдельный разговор - о лейтенанте Огами. Он как командир уполномочен назначать боевую тактику - она влияет на параметры всего отряда. Всего их четыре, по умолчанию действует самая сбалансированная. А вот, скажем, при полномасштабном наступлении уместно повысить дальность перемещения или огневую мощь. Происходит это, правда, в ущерб защите - для усиления которой, кстати, тоже имеется отдельная тактика. Кроме того, можно указать персонажа, которого Огами будет прикрывать от вражеских атак, получая при этом бонус к карме. Стоит отметить, что сражения в первых двух "Сакурах" являются наименее интересными с точки зрения внешнего вида. Первоначально эти игры вышли на консоли Saturn, когда в моде были пререндеренные спрайты. В то время такая графика считалась чем-то прогрессивным, сейчас же на неё трудно смотреть без содрогания.
Опенинг Sakura Wars 3 Релиз Sakura Wars 3 ознаменовал капитальную модернизацию серии. Сменилось место действия - Огами отправили в командировку в Париж, чтобы он сформировал там отряд на манер токийского. Увеличилось число доступных к посещению локаций - можно покинуть театр-штаб и отправиться гулять по городу. Ну а битвы и вовсе преобразились до неузнаваемости. Кроме вполне логичного перехода в полное 3D они стали гораздо глубже и оригинальнее. В предыдущих играх битвы тоже были толково организованы, но им недоставало изюминки, какой-то своей фишки. Пропала сетка навигации - бойцов можно передвигать в любых направлениях. Лимит на два действия за ход тоже отправился в прошлое - и перемещение, и атаки, и всё остальное отныне регламентируется системой AP (очков действия). Прошагать пару метров - один AP, рубануть врага саблей - ещё один AP, занять оборону - два AP. Простор для манёвров с такой системой куда шире. Можно совершить стремительный марш-бросок - но тогда ни на что иное AP не хватит. А если никуда бежать не нужно, то можно осыпать противника градом ударов. Набор разнонаправленных тактик делает механику боёв ещё более гибкой. Тактика определяет, какие команды доступны и сколько они стоят. Так, при оборонительной тактике защита стоит один AP вместо двух, а лечение - три вместо шести, однако она запрещает тратить AP на зарядку суперлинейки. Путешествие на Запад: Россия
В начале 2006 года отечественная компания "Акелла" огорошила всех причастных известием о заключении контракта на выпуск ни одной, ни двух, а аж четырёх частей Sakura Wars - всех, что существуют в версии для Windows. Таким образом, Россия стала первой западной страной, где серия появилась на официальных основаниях. Правда, запала "Акеллы" хватило только на первые две игры, и это крайне печально, ведь народ так и не увидел "Сакуру" в самой лучшей её форме - с трёхмерной графикой и уникально устроенными боями. Что самое трагичное - как мы узнали из переписки с человеком, принимавшим непосредственное участие в этом мероприятии, локализация Sakura Wars 3 тоже была завершена. Не смотря на это, ни в каком виде русскоязычная версия игры так и не материализовалась. В Sakura Wars 4 никаких значимых изменений не произошло, да и странно было бы их там ожидать с учётом того, что выпустили игру всего-то навсего год спустя. Её главная особенность - смехотворно малая длительность. Игра проходится за 7 часов (для сравнения - продолжительность прочих "Сакур" составляет около 20 часов), причём львиную долю хронометража занимают разговоры. Здесь лишь четыре битвы - достаточно для скромного аддона, но никак не для полноценной игры. Имеется версия, что создатели серии пошли на такой шаг, чтобы успеть выпустить игру на Dreamcast. Консоль тогда уже находилась одной ногой в могиле, и никто точно не знал, что ожидает "Сегу" в будущем. По всей видимости, было решено подвести сюжет к логическому завершению, пока имелась таковая возможность. Игру продвигали как финал всей серии - в ней задействованы оба демоноборческих отряда - и токийский, и французский - а Огами (и, соответственно, игроку) необходимо всё-таки определиться, кому из подчинённых он предложит руку и сердце. Вопреки опасениям, "Сакура" не отправилась в забвение вместе с Dreamcast - серия ещё несколько лет просуществовала на PlayStation 2. Сперва на консоли Sony вышел ремейк первой игры - с современной графикой и современной же боевой системой. Затем свет увидел пролог к пятой "Сакуре" - неказистый гибрид слэшера и симулятора верховой езды.
Опенинг Sakura Wars V Наконец, в продажу поступила Sakura Wars V, и вот она действительно стала последней - не последней в серии, но последней достойной внимания. События разворачиваются в новом городе - Нью-Йорке, с новыми героями. Механика сражений вновь претерпела изменения - не такие радикальные, как в третьей части, но всё же достаточно весомые. Линейка суперударов стала использоваться также для починки и совместных атак. На некоторых картах появились отдельные секции с собственными свойствами и наборами врагов. Поменялся арсенал тактик - в этой игре их три вместо четырёх, а по эффективности они более-менее равноценны. Ну а главное нововведение - это, конечно, битвы в воздухе. Прогресс не стоит на месте - к пятой "Сакуре" паровые роботы научились трансформироваться в реактивные истребители. Порой это происходит автоматически, порой карта делится на наземную и воздушную части, и между ними можно свободно переключаться. В воздухе мехи управляются несколько иначе. Присутствует какой-то гигантский объект - как правило, босс - вокруг оси которого они кружат. Босс состоит из множества частей, и тактика в таких боях сводится преимущественно к тому, в какой последовательности его демонтировать. Далеко не все поклонники восприняли новый формат боёв с энтузиазмом. Некоторые сетовали, что воздушные сражения не привнесли в механику ничего существенного, что их придумали исключительно с целью повышения зрелищности. Так-то оно, может, и так, но следует учитывать, что зрелищность всегда была в "Сакуре" приоритетом. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть, как герои появляются на поле боя - с дымом, хлопушками и фирменными позами. Путешествие на Запад: Америка
В 2010 году "Сакура" всё-таки добралась до англоговорящих стран - западное подразделение Nippon Ichi Software выпустило в Европе и Северной Америке Sakura Wars V. Тогдашний президент NIS America Хару Акенага в интервью заявил, что продажи игры не оправдали надежд - она, грубо говоря, провалилась. Вряд ли этот диагноз кого-то удивил - уж слишком поздно её выпустили. PlayStation 2 к тому моменту давно потеряла актуальность, а на Wii, куда Sakura Wars V портировали по инициативе NIS, такие игры никогда не пользовались спросом. В том же интервью господин Акенага обмолвился, что некий другой американский издатель пытался выпустить комплект Sakura Wars 1&2 на PSP, однако эта затея встретила резкое неприятие у Sony Computer Entertainment. На этой низкой ноте и оборвалась история "Сакуры" вне Японии. У сражений во всех играх имеется одна общая черта - они довольно лёгкие. Если ослабить бдительность, есть риск потерять одного-двух бойцов, но вот чтобы продуть целую миссию - это надо как следует постараться. Это нисколько не умаляет ценности здешних битв, просто, перефразируя старую песню, первым делом в "Сакуре" - девушки, а уж потом - боевые роботы. Все страсти разворачиваются в формате визуальной новеллы, а столкновения с лордами тьмы служат эдакой передышкой от них - никак не наоборот. Этим обусловлено и отсутствие какого-либо менеджмента - не нужно следить за равномерным ростом у бойцов уровней развития (уровни отсутствуют как факт), не нужно подбирать им экипировку. Миссия началась - миссия закончилась. Всё. Любителям челленджей и тотальной прокачки ловить здесь нечего. Слева направо: токийский, парижский и нью-йоркский отряды В настоящее время серия всё ещё подаёт признаки жизни, но поводов для оптимизма не видно. Браузерная игра социальной направленности и аниме про отряд юношей сомнительной ориентации - вот и всё, что осталось от некогда мегахитового франчайза. Исход, на самом деле, закономерный. "Сакура" возникла на волне интереса к JRPG и аниме, и вместе с этими явлениями она и зачахла. Да и не стоит забывать, что серия всё-таки протянула дольше намеченного. Что бы там ни твердили пуристы, Sakura Wars V стала замечательным дополнением к первоначальной тетралогии, и раз уж всё так сложилось, то и на роль заключительной главы она вполне подходит. "Войны Сакуры" - не просто компетентная пошаговая тактика, это своеобразный альманах поп-трендов Японии. Серия проникнута добротой и идеализмом - в этом и кроется её очарование. "Сакура" тем ценнее, что ей, похоже, суждено остаться неповторимым экспериментом. В Valkyria Chronicles, её неформальной наследнице, "Сеге" уже не удалось достичь той удивительной синергии. Блестящий геймплей в "Валькирии" контрастирует с глупым, до невозможности наивным сценарием. Романтика закончилась, наступила суровая реальность. [Страница с текстовыми переводами второй, третьей и четвёртой частей] [Рассказ обо всех играх серии (включая всякие экзотичные спиноффы) на HG101] Sakura Taisen
Платформы: SAT, PC, DC, PSP Разработчики: SEGA, RED Издатели: SEGA [JP], Акелла [RU] Даты выхода [JP]: 27.09.96 [SAT], 25.05.00 [DC], 18.08.00 [PC], 09.03.06 [PSP] Дата выхода [RU]: 01.11.06 [PC] Sakura Taisen 2: Kimi, Shinitamou koto Nakare
Платформы: SAT, DC, PC, PSP Разработчики: SEGA, RED Издатели: SEGA [JP], Акелла [RU] Даты выхода [JP]: 04.04.98 [SAT], 21.09.00 [DC], 01.03.01 [PC], 09.03.06 [PSP] Дата выхода [RU]: 24.12.08 [PC] Sakura Taisen 3: Pari wa Moeteiru ka
Платформы: DC, PS2, PC Разработчики: SEGA, RED Издатель: SEGA Даты выхода: 22.03.01 [DC], 25.03.04 [PC], 24.02.05 [PS2] Sakura Taisen 4: Koi Seyo, Otome
Платформы: DC, PC Разработчики: SEGA, RED Издатель: SEGA Даты выхода: 21.03.02 [DC], 03.03.05 [PC] Sakura Taisen: Atsuki Chishio ni
Платформа: PS2 Разработчики: SEGA, RED Издатель: SEGA Дата выхода: 27.02.03 [JP] Sakura Taisen V: Saraba, Itoshiki Hito yo
Альтернативное название: Sakura Wars: So Long, My Love [US, EU] Платформы: PS2, Wii Разработчики: SEGA, RED Разработчик [Wii]: Idea Factory Издатели: SEGA [JP], NIS America [US, EU] Даты выхода [PS2]: 07.07.05 [JP], 30.03.10 [US] Даты выхода [Wii]: 30.03.10 [US], 09.04.10 [EU] |
Игра мне понравилась, хотя тактическая составляющая весьма посредственная. Зато умения и роли персонажей проработаны удачно, а бонусы от мини игр-это вообще новое слово в ТРПГ.