Path of Valour - XCOM 2
RSS-поток новостей

Японские игры

XCOM 2
Автор: Dangaard   
Платформы: PC, Mac, Linux
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Дата выхода: 05.02.2016

Самому первому X-COM (то бишь UFO: Enemy Unknown) с продолжениями не везло: гибридная стратегия-тактика была так хороша, что ее проще было скопировать, чем улучшить, и собственно продолжение - Terror from the Deep - было просто копией первой игры, только что с подводной тематикой. У ремейка 2012 года и его продолжения отношения другие. XCOM 2 улучшает и дополняет практически все, что было в игре-предшественнице - а в некоторых отношениях ставит знакомые по серии вещи с ног на голову.

Действие сиквела происходит в 2035 году, спустя двадцать лет после событий XCOM: Enemy Unknown - но после поражения, а не победы. Организация XCOM проиграла войну, Земля захвачена пришельцами, человечество согнано колониальной администрацией — организацией "Адвент" — в красивые стерильные города и приучено любить братьев наших старших, совсем как в Half-Life 2. За трезвоном пропаганды "Адвента" о светлом будущем, наступающем уже сегодня, скрываются самые неприглядные вещи - пришельцы, как и в старые времена, похищают людей и ставят на них эксперименты, но уже в промышленных масштабах. Руки у победоносных захватчиков развязаны, никто не может им помешать - кроме возрожденной XCOM.

В отличие от XCOM: Enemy Unknown, где игрок при поддержке всех стран мира оборонял Землю от пришельцев, здесь он вынужден скрываться и внезапно нападать из засады. Это заметно сказалось на стратегической части игры: база XCOM - передвижная, летающая, ни о каких воздушных боях и сбивании НЛО речи нет. Это вовсе не значит, что на стратегическом "глобусе" нечего делать. Наоборот, приходится постоянно метаться туда-сюда по карте мира, где всплывают новые и новые значки: добывать ресурсы, открывать новые регионы, вовремя отвечать на угрозы, удирать от вражеского перехватчика.

Все серьезно: ресурсов вечно не хватает, требующие внимания события происходят одновременно на разных континентах, перелеты пожирают драгоценное время, а наверху экрана понемногу заполняется счетчик проекта "Аватар", который на Земле строят пришельцы. Если чрезмерно отвлекаться на сиюминутные нужды, игнорируя "Аватар" - игре конец, и неважно, сколько к этому моменту наиграно часов в кампании. То же самое вдумчивое перераспределение времени и ресурсов требуется и на самой базе: нужно застраивать пустующие помещения, перегонять инженеров и ученых с одной работы на другую, тщательно выбирать, что производить и какие новые технологии исследовать.

Вторая и главная часть игры - тактические бои - достаточно похожи на XCOM: Enemy Unknown. Скрытые в "тумане войны" группы врагов, два очка действия на ход, перебежки между укрытиями. В отличие от предыдущей игры - но точно так же, как в старом UFO 1993 года - карты процедурно генерируемые, и все объекты на них размещаются случайно. Самое главное нововведение XCOM 2 всплывает очень быстро: в начале практически каждого боя отряд XCOM "замаскирован", враги не видят его перемещений - до тех пор, пока бойцы не сделают первый выстрел или не попадут в радиус зрения патрулирующих карту противников. Это позволяет поманеврировать перед началом перестрелки, найти выгодные позиции.

В этом распадении боя на две фазы, до и после первого выстрела, роли в каком-то смысле меняются местами: теперь уже не инопланетяне устраивают засады бойцам XCOM, а бойцы XCOM выслеживают инопланетян. При этом игра принуждает действовать быстро и агрессивно, а не только сидеть в глухой обороне - практически в каждой миссии есть какая-нибудь срочная задача вроде взлома терминала или обезвреживания тикающей бомбы. Затянешь с переходом от засады к нападению - провалишь миссию, ринешься к цели сломя голову - потеряешь бойцов.

Бойцы в XCOM 2 стоят дорого: новобранцы нанимаются за немалые деньги и растут в званиях и характеристиках медленно, и каждая потеря болезненна. Мало в какой другой игре так привязываешься к случайно сгенерированным болванчикам. Солдаты делятся на классы, по-настоящему разные и хорошо дополняющие друг друга, и из каждого класса вырастают еще две специализации - скажем, из быстрого и подвижного рейнджера можно сделать или бойца-невидимку, который прячется в тенях и стреляет врагам в спины, или свирепого мечника, который врывается в толпу врагов с шашкой наголо. Стиль игры приходится регулярно корректировать по мере того, как на поле битвы появляются новые инопланетяне или солдаты "Адвента" с новыми способностями, специально заточенными под разрушение привычных стратегий.

Так или иначе, до самого финала скучать не приходится. XCOM 2 из тех игр, которые умеют постоянно держать в напряжении и от которых, сев поиграть полчасика вечером, опоминаешься под утро. Она разнообразнее, красивее и еще увлекательнее, чем XCOM 2012 года. Восторженные впечатления от почти идеального сиквела портят разве что технические недостатки: ожидайте долгих загрузок перед миссиями, проблем с поиском пути у солдат и глючащей камеры в боях. Несмотря на это, речь об одной из лучших тактик последних лет и достойной преемнице великой серии - и не последней в ней, разумеется: уж больно открытой оставлена концовка. Ветераны, помнящие Terror from the Deep, должны увидеть в финальной сцене XCOM 2 нечто знакомое.