Path of Valour - Final Fantasy Tactics
RSS-поток новостей

Японские игры

Final Fantasy Tactics
Автор: m|m   
Платформы: PS, PSP
Разработчик: Squaresoft/Square Enix
Издатели [PS]: Squaresoft [JP], SCEA [US]
Издатель [PSP]: Square Enix
Даты выхода [PS]: 20.06.97 [JP], 28.01.98 [US]
Даты выхода [PSP]: 10.05.07 [JP], 05.10.07 [EU], 08.10.07 [US]

Компания Square Enix (в девичестве - Squaresoft) ответственна за производство множества всяческой херни, но когда речь заходит об её флагманском сериале Final Fantasy - халтура и экспериментирование пресекаются на корню. Главный брэнд в жанре JRPG - эт вам не хухры-мухры, всё серьёзно.

К производству тактического ответвления подход был применён тоже самый что ни на есть обстоятельный. Под такую оказию наняли демиурга саги Ogre Battle Ясуми Мацуно, установившего качественно новые стандарты в жанре. Мацуно, в свою очередь, перетащил за собой в Square всю свою прославленную команду. Открывать америки эти господа не стали, выдав эдакий гибрид - по сути, визуально подтянутую Tactics Ogre, насаженную на финалковские традиции.

История показала, что путь был избран правильный. Мацуно, ценитель готической фэнтези и ярый фанат рок-группы Queen, живописует мрачное средневековье, где жернова политических интриг перемалывают судьбы людей. Tactics Ogre, вышедшая в эпоху 16 бит, во многом опередила своё время, да и должной поддержки столь неординарному проекту маленькая конторка Quest обеспечить была не способна. Чудотворное словосочетание Final Fantasy - именно то, что доктор прописал в целях привлечения не ожидающих подвоха масс к ознакомлению с мацуновским творчеством.

Страну с поэтичным наименованием Ивалис сотрясают нескончаемые конфликты. Только вот закончилась полувековая война с соседней Ордаллией, как уже внутри Ивалиса разгорелась война новая, гражданская. Слабый, болезненный монарх соизволил в не самый подходящий момент отбросить копыта, оставив в качестве наследника годовалого недоноска. Претензии на лакомую должность регента заявили два могущественнейших человека в стране, прославленные герои минувшей войны - граф Бестральд Ларг, за которым стоит рыцарский Орден Северного Неба с белым львом на стяге, и граф Друксмальд Голтанна, дружный с Орденом Южного Неба с чёрным львом на стяге. Ларг - родной брат королевы, и именно его она желает видеть регентом, но Голтанну, кузена покойного монарха, поддерживает значительная часть знати, недовольная реформаторской прытью убитой горем вдовы. Ожесточённое противостояние двух группировок вошло в историю как Война Львов, по дизайну их эмблем.

В центре сюжета - Рамза Беульв, бастард легендарного сэра Барбанеса, тактический гений которого стал единственной причиной, почему Ордаллия согласилась заключить перемирие на равных условиях, несмотря на то, что Ивалис войну, в принципе, проиграл. Рамза сражается не на стороне одного из львов, а сам по себе, за будущее всего прогрессивного человечества. Неизвестный герой той войны, он во главе отряда единомышленников ведёт неравный бой с древними демонами, однажды уже сокрушившими цивилизацию. Раздувая пламя Войны Львов, они приближают час возрождения их мессии, Святого Аджоры.

Мацуно остался верен себе, сочинив масштабную и жестокую историю. Лихо закрученная политическая интрига, богатый набор неоднозначных персонажей и отсутствие малейшего намёка на конфетно-розовый хэппи-энд - не ударил в грязь, курилка. Единственно, отсутствует нелинейность - то ли разочаровался он в ней, то ли большие боссы сказали, что, типа, не положено.

Игровой процесс воспроизводит Ogre'овскую схему - действующие на поле битвы лица ходят вперемешку, в зависимости от их скорости. Впоследствии обе серии перевели на пофазовую систему, хотя, на мой взгляд, особых преимуществ один подход над другим не имеет, просто в какую пятку гейм-дизайнерам ударит, так они и делают. Незначительный, но интересный нюанс - если персонаж совершил в свой ход лишь одно из двух действий (перемещение либо атака/умение), то следующий его ход наступит быстрее, а если вообще ничего не делал - то ещё быстрее.

Количество воителей, что мы можем использовать в битве, со времён Tactics Ogre урезали аж вдвое - до пятерых. Для организации толкового тактического процесса таки пожалуй маловато будет, как показывает практика, оптимальное число - 6-8. Ну да чем богаты, тому и рады.

Любопытная находка со смертями. Если в большинстве прочих игр бойцы по исчерпании HP мгновенно покидают поле боя, то тут они остаются лежать ещё три хода, а если по истечении оных их не воскрешают - исчезают насовсем. То есть приходится реально переступать через трупы, а когда оные заслоняют какой-нибудь важный объёкт - ждать, пока разложатся. Лепота!

Впрочем, довольно о сражениях - они столько раз с тех времён были воспроизведены, что уже, наверное, каждый, кто хотя бы шапочно знаком с JRPG, имеет понятие, как там это дело устроено. Чем игра действительно блистает, так это богатейшей системой классов. Их великое множество: двадцать общедоступных - всякие мечники, маги и их производные, да с дюжину особых, предназначенных для сюжетных персонажей. У каждого класса куча умений - активируемых через меню, активирующихся при определённых условиях, активных всегда. Самый крутой момент во всём этом многообразии - тотальная свобода кастомизации. Мало того, что промеж классами можно свободно переключаться, так их ещё и позволяется невозбранно подгонять под конкретные нужды, нацепляя на каждую конкретную боевую единицу те умения из числа ранее выученных, которые нам потребуются в конкретной ситуации в соответствии с нашими конкретными планами. Рыцари, фигачащие заклинаниями, колдуны, пуляющие из пистолетов... Простор для манёвров открывается прямо-таки чудовищный. Эта же система, к слову, была впоследствии применена в онлайновой Final Fantasy XI - и вновь очень успешно.

Не обошлось, однако ж, и без ложки известно чего известно где. Классам существенно недостаёт баланса. Маги страдают от временной задержки в приведении заклинаний в действие. И если в наложении задержки на чёрную магию логика, положим, есть - она наносит нефиговый ущерб на широком радиусе, то другие спеллкастеры страдают ни за что. В условиях чрезвычайно ограниченного боевого состава (всего лишь, напомню, пятеро) целесообразность использования специалистов, чья полезность не может быть прямо выражена через количество вражьих трупов (маги времени, ораторы, мистики и т.п.), и так-то находится под вопросом. А уж когда эффект от способностей некоторых из них наступает с задержкой - становится совсем грустно. Расклад сил на поле боя меняется со стремительностью локомотива, и если мы кастуем на раненого воина лечебный спелл, а здоровье у него прибавится только через пять ходов, то есть вероятность, что до момента этого он не доживёт. Крайне сомнительная находка. Неудивительно, что нигде больше она не внедрялась.

Особые классы лишь усугубляют ситуацию. Вполне логично, если какой-нибудь вражий полководец горазд и саблей махать, и молниями плеваться, и крестиком вприсядку вышивать - всё ж таки босс, ему положено адски жечь. Но когда под наше командование поступают индивиды, способные, при известной доле осторожности, единолично изничтожать целые отряды, вот это уже не совсем нормально. Ярчайший пример - местная инкарнация старика Сида - Сидольфус "Громовержец" Орландо. Создаётся впечатление, будто этот товарищ на самом деле ведёт небесную родословную, т.к. он даром что в преклонном возрасте - тумаки отвешивает за десятерых! И хотя дают его нам в пользование уже под самый конец, всё же не удаётся избавиться от впечатления, что разработчики допустили просчёт, слишком легкомысленно к балансу отнеслись. В принципе, сложность игры выверена грамотно: нельзя победить, тупо закидывая врага пушечным мясом, при этом и отчётливо издевательских миссий немного. А с пришествием Сида кульминация получается смазанная. Первые лица государства одно за другим погибают в следствие интриг, апостолы падшего мессии сеют в Ивалисе хаос и анархию, настаёт черёд решающих битв - и тут на арене появляется Сид и всех злыдней одной левой ложит на лопатки. А если учесть, что кроме него к тому моменту в партию вливаются и другие неординарные личности, то кроме того, что сложность становится возможным опустить ниже плинтуса, вырисовывается ещё один негативный нюанс - отпадает нужда в обычных бойцах. Те ребяты, которых мы взращивали с самых первых этапов, постепенно вытесняются сюжетными персоналиями, что, я считаю, не есть правильно. И пусть ещё в древних эпосах герои и генералы находились на привилегированном положении, пачками нарезая безликих солдат на кусочки, в тактических играх должно наличествовать промеж теми и теми равновесие.

В сравнении с нумерованными финалками эта продалась достаточно скромным тиражом, однако со временем весть об её офигительности разнеслась средь играющего контингента и она обрела статус небольшого культа. Так что когда Square Enix забацали пачку свежего трэшака во вселенной Ивалиса, они до кучи портировали на PSP Tactics, исполнив часть сцен в стилизованном CG, добавив мультиплеер, пару персонажей из родственных тайтлов, нескольно побочных историй и один класс с запредельными требованиями. Но главное преимущество новой версии над старой - добротный перевод с японского.

В те далёкие времена, когда игра изначально вышла, к процессу локализации подходили с ужасающей халатностью. Диалоги перенесены были топорно, каноническая терминология исковеркана... Сажать на кол за такое кощунство надо! Очень может быть, впрочем, что кого-то действительно втихаря казнили, ибо нынче к транслейтерству относятся со всей ответственностью. В данном случае натыкивающие авральными темпами килотонны текста лингвисты даже перевыполнили план - герои заговорили на языке Шекспира! Витиеватые обороты и архаичные словообразования органично соотносятся с рыцарским антуражем Tactics, усиляя восприятие того, что пред нами не какая-то сопливая сказка, а серьёзное средневековье. Тем не менее, судя по сообщениям на различных форумах, далеко не все восприняли это стилистическое решение позитивно, жалуясь, что порой трудно понять, об чём идёт речь. Ну что на такое можно ответить? Приличному человеку не комильфо бравировать пробелами в собственном образовании. Уж если не способен оценить по достоинству высокую прозу, то хотя бы публично-то не позорься.

Вызывает недоумение, как могла прокрасться в столь основательно расширенный порт вопиющая, совершенно банальная лажа. Во-первых, разрешение игры не адаптировано под PSP, в следствие чего всё отображается размыто. Во-вторых, при всяческой продвинутой анимации типа эффектов заклинаний или чего такого прочего игра начинает заметно тормозить. И если с недостаточной резкостью ещё можно свыкнуться, то вот игнорировать периодические замедления довольно проблематично. Решительно непонятно, как эти очевиднейшие недоработки пропустили в финальный релиз, ведь речь идёт о продукте крупной компании с репутацией, а не какой-то там китайской шаражки.

Как бы то ни было, в обоих своих ипостасях Final Fantasy Tactics является фундаментальной вехой жанра, задавшей курс его развития на многие годы вперёд. До сих пор большинство девелоперов, принимаясь лепить TRPG, равняются на неё, ставят перед собой задачу-максимум хотя бы приблизиться к её уровню - как правило, безуспешно. И хотя для жанра в целом это весьма фигово (стагнация, все дела), конкретно в случае с Tactics это означает, что она и по сей день не теряет своей актуальности, оставаясь одним из виднейших представителей сословия тактических ролевых.

+ Прекрасная, мастерски прописанная история
+ Богатый набор классов и возможностей по их настройке
– На бой можно выставить всего пять персонажей
– Классы плохо сбалансированы, маги практически бесполезны

[Ещё скриншоты]

[Путеводитель по версиям игры]



Комментариев: [34]
Retrokun 01.10.16 | 16:02Final Fantasy Tactics
Да Мацуно потом еще сделал мрачную Vagrant Story и нетипичную финалку за номером 12
Vostok 06.09.15 | 16:01Final Fantasy Tactics
Теперь доступен порт FFT на Андройд в гугл плэй. Все у кого не было айфонов или айпедов могут заново пройти игру.
Vacendek 24.07.15 | 10:52Final Fantasy Tactics
Шикарная игра, проходил в 1998м, любимая финалка:) Вот решил перепройти на псп со всеми новыми плюшками и наткнулся на косяк - при попытке сохранения после самого первого боя пишет data corrupted. Карту памяти форматировал несколько раз, все остальные игры отлично работают. Прошивка кастом. Может кто сталкивался с таким косяком?
Башлятор 16.03.15 | 16:18Final Fantasy Tactics
Не согласен с тем,что маги бесполезны.

Как насчет мага времени+священника с способностью быстрый заряд,и способностью восстановление хп или автозелье?
Что насчет мага суммонера+магия инь янь с способностью "Маг атакаАП",с все тем же востхп и автозельем??

У первого мощные защитные и усиливающие заклинания,хаст,протект и отражение в начале партии решают,а деми(мага времени бьет элементом тьмы,снимая 50% хп)А про способность Quick я вообще молчу.Способность передать ход Какому нибудь ниндзе с двойной атакой усиленной атакой,это бесценно.

Что насчет второго,под молитвой магии инь янь и атакой уп,он лупит такие бахамуты,циклопы и зодиаки,что даже последний бос хватается за голову и кричит "Мамочка,спасай!"

Маги в ФФТ тоже могут решать.Уметь надо только...
Miller 17.01.14 | 22:18Final Fantasy Tactics
Лучшая из лучших!!! Фронт мишон 3 тоже достойная но ффт просто шедевр. Прошел три раза, третий раз проходил с описанием, открыл все кроме каких то ботинок, которые в предпоследнем бою даются, надо как то запрыгнуть на колонну было, хз как...
Zenkov 13.08.13 | 07:34Final Fantasy Tactics
Что угодно говорите, но FFT Advance мне нравится больше.
Char 09.04.13 | 14:40Final Fantasy Tactics
Да, игра веховая и сюжет в ней интересен, но если поиграть сначала в нее, а потом в Tactics Ogre LUCT, приходит легкое разочарование FFT и становится ясно, откуда у нее ноги растут и какие элементы она заимствовала. Если же сравнивать порты на PSP, то TO - полностью новая игра, а FFT - размытое нечто с Балфиром и Красной шапочкой. Хотя я обе игры люблю, но не могу не отметить очевидные преимущества TO.
gamb 20.03.13 | 03:09Final Fantasy Tactics
игра просто никакая по всем показателям . персонажи и сюжет ужасны . но игру не спасает и геймплей , он тут монотонный и не требует даже малейшего использования мозга. система профессий и работ кривая , недоделанная. короче , в топку
Lightgazer 23.01.13 | 04:10Final Fantasy Tactics
>>Это явление, к слову, можно смело назвать "артефактом девяностых": сейчас, думаю, так уже не делают.
Да и в девяностые в Fire Emblem c этим всё хорошо было.

Сейчас прохожу эту игру. По части "удобности" она хромает.Например нельзя посмотреть сколько времени занимает прыжок драгуна, только считать вручную. Когда кастуешь заклинание, на нескольких врагов, можно посмотреть его эффект только для персонажа находящегося в центре креста, в последующих ффт это починили. А механика и сюжет, там отличные.
trpg-fan 22.01.13 | 00:48Final Fantasy Tactics
хоо
надо будет подумать над казусами ффт, проходя очередной раз :0
Kalerdulius 17.06.12 | 20:34Final Fantasy Tactics
Как ни странно, самый , на мой взгляд, кривой ляп разработчиков как будто никем и не упомянут. А вместе с тем налицо техническая ошибка, просто критичная для тактической игры: нельзя вернуть движение юнита после просмотра статистики предполагаемой атаки. Это дает еще больший приоритет прокачке героев перед планированием действий в бою. Интересно, действительно недоработали или, что мерзее, так и задумывали? Это явление, к слову, можно смело назвать "артефактом девяностых": сейчас, думаю, так уже не делают.
На этом недостатки, впрочем, не исчерпываются: докучливые случайные битвы, подгонка уровня противников под уровнень персонажа... Постоянно право первого хода противника: понятное дело - засада, но когда я, скажем, атакую крепость... Бессмысленные спецперсонажи с характеристиками, противоречащими слову "тактика" в названии игры - а дженериками играть "не стильно"(хотя я ими и играл). В результате добрая половина классов - не у дел.

Отдельный кайф - дизайн портретов персонажей. С первого взгляда вроде ничего так, а вот присмотришься - возникает интересный вопрос: "А чем же они там дышат в Ивалисе, неужели ... ?"

Сами персонажи получились довольно тусклыми, невыразительными - достаточно сравнить с Vanguard Bandits, где каждый герой, и не самый значительный, запоминается по-своему.
Рептил 14.06.12 | 15:22Final Fantasy Tactics
И всё-таки моё мнение-FrontMission 3 у SquareSoft вышла более удачной ТРПГ, нежели FFTactics.
И я смотрю, есть люди, разделяющие такую точку зрения.
Насчёт прокачки-ну вот в FM3 нет возможности заниматься качем, но тем не менее есть развитие навыков и показателей.
В той же Vandal Hearts, с которой я постоянно сравниваю FFT, тоже
абсолютно линейно двигаешься, но там такой выхолощенный баланс, что каждый персонаж вкладывается и набирается опыта наравне со всеми.

У меня есть ощущение, что над Final Fantasy Tactics мало потрудились, озаботившись лишь тем, чтобы было много классов, умений, возможность прокачки до посинения и какой-никакой сюжет. Потому и не вышло игры, достойной называться лучшей ТРПГ даже на PSX.
Trpg-fan 12.05.12 | 19:41Final Fantasy Tactics
Шикарная игрушка,шикарно все, особенно классы...часами перебирал абилки...
в какой игре можно обойти без прокачки?- в этой,первый раз,когда я её прошел играл онли стори мод,если и попадались нейтралы,то редко.Игра сразу же показалась хардовой,миссии перепроходились по до*уя раз,но проходились,ибо выпадал либо лак,либо делал все правильно... Потом когда я её перепроходил,уже рубал и с нейтралами,было легче,гораздо легче.
черт,единственный класс,который не открыл-это черный рыцарь.Планирую перепройти и открыть :P А всякие фишечки,типо днюха одного из ГГ или персы из Финалки попросту не интересны.

Рептил,восновном в трпг реально мало тактики,слишком большое влияние лака и иногда слишком малая сложность, но это не значит, что такие вещи как ФФТ нельзя назвать шедеврами...
Pavel 26.04.12 | 01:21Final Fantasy Tactics
Честно говоря FF tactics игра полностью провальная . Я не приложу ума как вобще кто то может ее называть хорошей или одной из лучших trpg (наверно только те кто кроме нее других трпг просто не видел)

В FF tactics слишком уж однообразные боевые ситуации , похожие друг на друга , бои неоправданно сильно затянуты и монотонны .
больше половины специальностей персонажей реализованы из рук вон плохо и по сути просто не нужны в игре .
сюжет в игре шаблонный, серый и дико скучный ; к тому же ситуацию портят графомания сценаристов и очень плохая планировка диалогов из за чего вобще сложно понять о чем идет речь (сценаристы попросту сами запутались в сюжете)
наконец прокачка персов несбалансирована , это окончательно убивает интерес к игре.

моя оценка : 1 из 5 , не более.
anonimus 22.04.12 | 21:57Final Fantasy Tactics
Are you fucking kidding me? То, что там нет тонкой настройки персонажа не значит, что там не прокачки. Более того, для того, чтобы достигнуть финальной ступени в той же 10й гриндить приходится все на карте.
Lightgazer 17.04.12 | 13:35Final Fantasy Tactics
>>В какой же такой ТRPG или RPG не надо качаться - интересно, ответить мне на вопрос?

В Fire Emblem просто нельзя качаться.
ColdFiar 17.04.12 | 02:41Final Fantasy Tactics
Докажу что Рептил не прав!!!
1)В какой же такой ТRPG или RPG не надо качаться - интересно, ответить мне на вопрос? Если такие и есть то это наверно не самые интересные игры, или это не ТRPG,RPG. Длительная прокачка обеспечивает продолжительность и стимул игры, позволяя игроку способность комбинировать классы и умения в FFT, возможность познать различные виды умений.( Смысл в RPG читерить почти отсутствует, в РПГ люди играют ради сюжета и игровой механики, а это с читерством теряется, и также удовольствие от игры)
Во-первых,построение отряда на местности влияет(сверху,снизу,сбоку)разная сила ударов, больше возможности украсть, сломать вещи противника итп.
Во-вторых, пройдите игру Алхимиками и Лучниками и разница в классах сразу появится.(Преимущества есть всегда если играть другими классами)
В-третих,баланс в игре сразу бы сломался, если персонажи через раз использовали умения и заклинания, такие как "сломать щит", "украсть оружие", "замедление".
Никто ни мешает использовать "Основную способность" как "опорную" в битвах а профессию качать в сюжетных битвах.
Бестолковые не бестолковые карты понятие спорное, достаточно карт, для удара сверху и снизу, взбивание на верх и спуск, возможность заблокировать всю карту одним бойцом и тп., имеются.
Как и у всех ТRPG у FFT имеются недостатки но это точно, не те что привел Рептил.
Но соглашусь с Рептил в одном игра хороша!!!
Рептил 16.09.11 | 06:08Final Fantasy Tactics
Да, хорошая ТРПГ, но никак не лучшая.
Бесит необходимость прокачки (если не читерить, конечно).
Безусловно, сложность пошла игре на пользу; также в плюсы запишу и то, что фишки "Финалок" работают (лёд убивает огонь, лечение валит нежить, и т.д.).
Но как ни странно, в игре маловато тактики, как таковой.
Поясню: Во-первых, построение отряда и расположение юнитов на местности мало что решает во время боя.
Во-вторых, нет явных преимуществ того или иного класса над другим, поэтому только одна тактика-все вместе валим
одного противника, потом другого, повторяем.
В-третьих, очень редко срабатывают умения и заклинания, такие как "сломать щит", "украсть оружие", "замедление".
В результате, в сюжетных сражениях используем только отработанные методы, а с профессиями экспериментируем только в случайных битвах.
Ещё к минусам причислю бестолковые карты, на которых нет ничего, что давало бы преимущество, ни одной точки, захватив которую, мы могли бы эффективней сражаться.
В остальном же, игра хороша.
Rin 03.09.11 | 19:00Final Fantasy Tactics
...камера мельтешит и много менюшек?? чувак ты когда играешь, попу с рученок то подними и ничего мешать не должно будет О_о
а да, текст в этих играх читать надо,прикинь))
KT7 21.08.11 | 21:49Final Fantasy Tactics
такому как ты никогда не понять в чем она выдающаяся. с камерой проблем нет, с меню разобраться не сложно если игрок нормальный человек а не slowpoke . сюжет как минимум гениален , один из лучших из тех что были в играх . короче не понятно зачем ты несешь эту чушь , твое мнение здесь никого не волнует
Ast85 21.08.11 | 19:56Final Fantasy Tactics
Если игра плохая ( на мой взгляд)- сразу школота и тролль?
Я три раза пытался пройти её до конца и каждый раз из-за скуки и тоски не мог. Ещё раз повторю - под валом всяких менюшек,статистики ненужной и убийственной камеры (которая как бы сама выбирает нужный ракурс - всё время мельтешит) - игра просто завалена. Сюжет банален, сюж. повороты предсказуемы, персонажи типичны - прынцессы, короли, воины злы и не очень. Что тут выдающегося? Графика - отличная, для того периода, музыка неплоха.
KT7 21.08.11 | 13:19Final Fantasy Tactics
anton, да он по моему неадекват какой то, а может просто тролль

зы: в любом случае эта игра слишком велика для него
anton 21.08.11 | 01:36Final Fantasy Tactics
игра без сомнений шедевр, приблизиться к ее уровню смогли немногие . а на всякую школоту вроде Ast85 который пишет постом ниже обращать внимания не надо
Ast85 15.08.11 | 20:31Final Fantasy Tactics
Сколько ни пытался играть - скука смертная. Почему никто не говорит, что там жуткое управление (задолбала камера), неудобное меню и слишком легкие и до-о-о-лгие бои? Я прошел более 100 разных стратегий и тактик, но FFT - самая муторная
OneLastTime 08.08.11 | 13:53Final Fantasy Tactics
Отыграв 8 часов на своём айподе, вынужден взять свои слова, касающиеся стабильности FPS, обратно. К сожалению, при портировании FFT с PSP, вместе со всеми прелестями в виде красивых CG роликов и шикарного перевода, на i-девайсы перекочевали все те неприятные мелочи, которыми славится версия для PSP. В целом, играть это нисколько не мешает, но всё же, надеюсь в будущем, когда будет закончена работа над версией для iPad'а, разработчики найдут время сделать пару патчей, улучшающих производительность.
OneLastTime 04.08.11 | 18:03Final Fantasy Tactics
Наконец-то увидела свет версия Final Fantasy Tactics для iPhone/iPod Touch (игра не пойдёт на девайсах ниже 4-го поколения). Версия для iPad появится в конце этого месяца. По сути это порт FFT с PSP. Управление получилось очень удобным - ходы делаются быстро и легко, крутить камеру и перемещаться по полю боя тоже очень просто. FPS держится стабильно, враги перемещаются шустро, заклинания кастуются быстро. Добавили функцию автосохранения, т.е. если вы прервались на звонок или просто закрыли игру во время боя - игра продолжится с того же места. В целом, порт FFT для i-девайсов удался.
Alex 26.07.11 | 10:10Final Fantasy Tactics
Пелопатил все ТРПГ но такой слаженности ни в одной не нашел! изза этой системы классов даже в FinalFantasy V прошел)
Ramza 30.10.10 | 13:50Final Fantasy Tactics
Игра супер всю прошёл уже пятый раз!!!
Skysearcher 05.06.10 | 16:23Final Fantasy Tactics
Первая TRPG и ваще RPG в которую я играл
KanumaH 15.04.10 | 23:32Final Fantasy Tactics
Любимая игра. Навсегда. Жаль, линейна. Но пройдена десятки раз, невзирая на это. Играю до сих пор. Вечная игра.
Ocelot 25.02.10 | 19:55Final Fantasy Tactics
Эта игра стала моей первой TRPG
Тогда я играл в обычные финалки,и не понял смысла Tactics
Игра показалась мне слишком сложной,и непонятной.

Потом я познакомился с Front Mission,и вернулся к FFT,и это действительно отличная игра,хотя по прежнему довольно сложная.
Sheridan DeWill 22.09.09 | 16:46Final Fantasy Tactics
Изумительной мощи и красоты произведение игрового искусства. Игра не потерявшая актуальности и по сей день.
Shadowserg 17.09.09 | 18:39Final Fantasy Tactics
Да, лучше ТРПГ нет и быть не может.
Daisdarg 02.09.09 | 17:08Final Fantasy Tactics
Это "Та Самая" игра, из-за которой я зафанател по ТРПГ.